Направление развития – высокоскоростные магистрали

 
Во все времена скорость передвижения была тем интегрирующим показателем, который характеризовал развитие пассажирского транспорта и в целом уровень инженерно-технического и экономического развития общества. В диапазоне расстояний 600-700 км высокоскоростные поезда (со скоростью движения свыше 200 км/ч), при лучших экономических показателях, обеспечивают более высокий уровень комфорта и безопасности и оказывают меньшее негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, поезда высокоскоскоростных магистралей (ВСМ) прибывают на вокзалы, как правило, расположенные в районах городских центров.

При общем сокращении протяженности железных дорог в мире во второй половине ХХ столетия неуклонно увеличиваются размеры пассажирских перевозок по ВСМ, суммарная длина которых приблизилась к 7 тыс. км.; при этом вновь сооружаемые линии уже проектируют на максимальную расчетную скорость движения – 350 км/ч. При низкой доле ВСМ в общей протяженности магистральных железных дорог (0,8%) объем выполняемой ими пассажирской работы превышает 7,5% от общего объема пассажирских перевозок, что говорит о высокой конкурентоспособности и востребованности этого вида транспорта.

В нашей стране Концепция создания специализированных железнодорожных магистралей для движения поездов со скоростью свыше 300 км/ч была разработана только в 1987 г.; а затем на правительственном уровне была принята Государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт», предусматривавшая создание ВСМ «Центр-Юг». Вскоре из программы был выделен самостоятельный проект - строительство ВСМ «Москва-Ленинград». Социально-политические и экономические перипетии 1990-х гг. воспрепятствовали реализации программы в полном объеме; на протяжении десятилетия проект развивался главным образом в плане научно-технических наработок[1].

Опытный состав для ВСМ появился в 1997-1999 гг. Предполагалось, что до сооружения ВСМ Санкт-Петербург – Москва поезд «Сокол-250» будет использоваться на скоростных направлениях действующей сети железных дорог России в диапазоне скоростей 160-250 км/ч. В последующем намечалось на его основе создать поезд для специализированных высокоскоростных магистралей – со скоростью 350 км/ч. Однако в апреле 2002 г. все работы по «Соколу-250» были остановлены.


Транспортный коридор Москва – Санкт-Петербург имеет самый большой пассажиропоток в стране, который к 2020 г. вырастет до 11,5 млн. пассажиров (только железнодорожные и авиационные перевозки). На железнодорожном транспорте в 2005 г. он составил 6,4 млн. пассажиров. Ко второму десятилетию XXI в. транспортный коридор Санкт-Петербург – Москва исчерпает потенциал модернизации и пропускной способности существующей железной дороги – главного хода Октябрьской железной дороги. К этому времени будет достигнут такой уровень доходов и благосостояния населения двух столиц, который обеспечит устойчивый спрос на комфортные, безопасные и с минимальным временем в пути перевозки высокоскоростным железнодорожным транспортом. Строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург ускорит социально-экономическое развитие двух крупнейших и важнейших «опорных регионов» Европейской части России, что соответствует целям и задачам современной стратегии поляризованного регионального развития страны. Наконец, строительство новой специализированной железнодорожной линии позволит на многие десятилетия решить транспортную ситуацию в Северо-Западном регионе, освободив главный ход существующей линии Москва - Санкт-Петербург для грузового и местного пассажирского движения и оптимальным образом организовав пассажирское и грузовое движение на данном направлении. Возврат грузовых поездов на главный ход Октябрьской железной дороги за счёт строительства ВСМ позволит сократить убытки за кружность грузового движения, кроме того, станет возможным усиление обслуживания пригородных пассажиров, а также использование скоростных пригородных электропоездов.

Транспортный коридор Москва – Нижний Новгород может считаться перспективным с возможным сроком реализации ВСМ после завершения строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург (последний проект при условии активной его поддержки со стороны правительства может быть запущен в эксплуатацию после 2015 г.).

Серьезной проблемой, однако, остается отсутствие в РФ правовой и нормативной базы по проектированию, строительству и эксплуатации ВСМ. В этой связи требуется или разработать нормы на основе долгосрочной национальной программы научных исследований или же принять нормы, применяемые в странах Евросоюза и Японии за основу, адаптировав их к условиям России в части ширины колеи, климатических и других условий.


Похожие статьи
  • Скорость нас объединит
  • Размышления о высокоскоростных магистралях в России
  • Первый отечественный дизель-электропоезд
  • Железнодорожная карта России: ожидаемые перемены
  • Перестройка и ускорение
  • Развитие высокоскоростных железных дорог в России
  • При участии государства
  • Высокоскоростной коридор север — юг в Италии
  • РЖД: осторожно с Китаем
  • Перспективы развития пассажирского сообщения в России
  • Железные дороги России после вступления в ВТО
  • Дорога в Сочи станет короче
  • Планы и перспективы развития Bombardier Transportation в России
  • Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезда, Россия»
  • Станции и вокзалы высокоскоростной сети
  •  
    Зимние туры в австрию. Термальные и зимние курорты австрии.

    » В Китае Министерство высокоскоростных железных дорог сн ...
    » Пригородные поезда перекрасят в новые цвета
    » Эксперты поставили под сомнение безопасность высокоскор ...
    » Перспективы развития пассажирского сообщения в России
    » Французский скоростной поезд TGV установил мировой реко ...
    » Сверхскоростной поезд «Сокол» нашел последнее пристанищ ...
    » В Нижнем Новгороде состоялась презентация поезда класса ...
    » Alstom – наиболее результативный производитель высокоск ...
    » Опытный поезд ICE V
    » Дорога в Сочи станет короче
    » Планы и перспективы развития Bombardier Transportation ...
    » «Укрзалізниця» выбирает вагоностроителей
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » История рельсовых автобусов в России
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезд ...
    » Размышления о высокоскоростных магистралях в России
    » Усиление земляного полотна для высокоскоростных магистр ...
    » Поезд Talgo Pendular
    » Высокоскоростной поезд «Сапсан» установил новый рекорд ...
    » Первый отечественный дизель-электропоезд
    » Минтранс с Минпромэнерго планируют ускорить российские ...
    » Пригородные поезда
    » Скоростной поезд "Аллегро"
    » Итальянский Pendolino
    » Высокий уровень «Тверского вагоностроительного завода»
    » Направление развития – высокоскоростные магистрали
    » Только новый подвижной состав
    » РЖД интегрируют Россию в Европу
    » Высокоскоростные поезда загрязняют атмосферу меньше
    » Железнодорожная карта России: ожидаемые перемены
    » Для тех, кому не нужно в Хельсинки
    » Пути и платформы
    » От аэропорта Нарита до Токио запустят новый скоростной ...
    » Швеция Исходная ситуация
    » Спальные поезда
    » Типы билетов
    » Станции и вокзалы высокоскоростной сети
    » Инфраструктурное опережение
    » Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. №99 «О критериях ...
    » Финансирование проекта север — юг
    » Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поез ...
    » Самые известные скоростные поезда в мире
    » В Италии появятся новые высокоскоростные поезда
    » Железные дороги России после вступления в ВТО
    » Поезд ICE2
    » TGV во Франции
    » Развитие высокоскоростных железных дорог в России
    » «Сименс» не катит
    » Поезд AVE S100
    » Поезд ICE1.
    » Поезд ICE3
    » Новый электровоз переменного тока типа ДС3 на дорогах У ...
    » РЖД и Трансмашхолдинг присмотрели себе нового стратегич ...
    » Подшипники SNR продолжают ставить мировые рекорды
    » «Цеппелин на рельсах»
    » Высокоскоростной поезд "Аллегро"
    » Компания Alstom запускает новый болид “AGV”.
    » Поезд Talgo II
    » Поезд Talgo XXI
    » Немецкий ICE
    » Скоростное железнодорожное движение Санкт-Петербург–Хел ...
    » Перестройка и ускорение
    » Поезд Talgo 350 AVE S102
    » Локомотив для Гитлера и скоростной поезд 50-х годов в м ...
    » Siemens удовлетворяет российский спрос на высокоскорост ...
    » Поезд ATPRD AVE S120
    » РЖД: осторожно с Китаем
    » ВСМ по-российски
    » Попробовать «Альстом» на зуб
    » Скорость не ради скорости
    » Во Франции завершено испытание высокоскоростного поезда ...
    » Планируемый дебют NTV
    » Франция хочет строить дорогу Москва-Питер
    » Жертвы «Сапсана»
    » Скорые поезда
    » Локомотивные и поездные бригады
    » Высокоскоростные поезда
    » Поезд Velaro E AVE S103
    » Высокоскоростной коридор север — юг в Италии
    » Скорость нас объединит
    » При участии государства
    » Петербург и Москву свяжут высокоскоростные поезда
    » Поезд Х2000
    » «Сапсан» смог преодолеть капризы русской зимы
    » Высокоскоростные поезда против авиации
    » Поезда в Европе
    » Поезд ICE-TD
    » Высокоскоростные поезда Мадрид - Барселона
    » Китайский «Хэсе»
    » Региональные поезда
    » На скоростные поезда AVE продано 800 000 билетов со ски ...
    » В Японии сошел с рельсов скоростной поезд
    » Международные перевозки скоростными поездами
    » Японский Shinkansen