Попробовать «Альстом» на зуб

 
У «Альстома» желание есть. Во время нашего посещения заводов компании в Италии и Франции все менеджеры, с которыми нам удалось поговорить, однозначно высказались о готовности полной передачи технологий российской стороне. В частности, об этом «Эксперту» помимо г-на Мелье заявил и глава итальянского подразделения «Альстом Транспорт» Марко Пасини. По его мнению, «Альстом» готов обсуждать все формы такого сотрудничества. От самой простой – помощи при строительстве сборочных производств – до действительно полной локализации, вплоть до переноса в Россию производств своих ключевых поставщиков. Выбор того или иного варианта, по мнению г-на Мелье, зависит от российской стороны. Читай – от размера контракта. Из витиеватых ответов менеджеров «Альстома» на прямой вопрос «каков должен быть размер?» мы смогли понять, что 10 млрд. хватило бы. Много это или мало? Общий бюджет корейского проекта высокоскоростной линии Сеул–Пусан составил 17 млрд. долларов. Из них примерно 2,5 млрд. заработал «Альстом», что включало десять серийных поездов компании, техническую документацию на 350 тыс. страниц, обучение специалистов во Франции (более 1700 человеко-месяцев), строительство производства в Корее и сборку на нем 34 поездов. При этом общая степень локализации по стоимости составила 50%, то есть на прямой импорт оборудования и комплектующих из Франции пришлось примерно 1,25 млрд. долларов.

России и поездов потребуется больше в несколько раз, и степень локализации повыше. Поэтому конструктивного сотрудничества от «Альстома», видимо, стоит ожидать, когда сумма контракта перевалит за 5 млрд. долларов.

Возникает резонный вопрос: почему «Сименс», наверняка хорошо знающий о потребности России в скоростных поездах, в отличие от «Альстома» не сделал хорошего конкурентного предложения? Ответ, очевидно, в области бизнес-моделей этих двух компаний. Выручка германского концерна – 118 млрд. долларов. Совсем незначительная ее часть (примерно 5%) формируется за счет железнодорожного подразделения, поэтому смысла ввязываться в передачу технологий третьим странам у немцев резона нет. Другая ситуация у французов. Этот машиностроительный концерн в последние годы испытывал серьезные трудности. Единственным крупным и устойчиво развивающимся подразделением был «Альстом Транспорт», доля в продажах группы которого выросла до 37% (см. график 1). Двадцать-тридцать лет назад, когда французское правительство развивало программу строительства высокоскоростных дорог, закупки местных железнодорожных операторов составляли львиную долю в продажах «Альстом Транспорта». Сейчас же, по большому счету, потенциал роста во Франции исчерпан. Динамизм этого подразделения в последнее десятилетие основывался на международной экспансии. Компания просто вынуждена осваивать новые рынки сбыта, а это Европа, Корея, Китай. Экспансию «Альстома» в США сдерживают авиаперевозчики. Из емких новых рынков неокученной осталась только Россия. При этом основные конкуренты компании пока дремлют: японским производителям достаточно собственного рынка, для «Сименса» и «Бомбардье» скоростные поезда не главный вид бизнеса. Неудивительно, что «Альстом» уже стал основным мировым игроком в двух ключевых сегментах скоростного передвижения (см. графики 2 и 3).

Так что мимо «Альстома» нам, по-видимому, не пройти. Остается надеяться, что сотрудники РЖД и ТМХ, ведущие сейчас переговоры с «Альстомом» о локализации производства в России и вхождении в капитал ТМХ, окажутся достаточно профессиональными, чтобы не попасть впросак. Ведь даже доведя локализацию до 90%, без специальной инженерной подготовки нельзя быть уверенными, что мы действительно получим те ключевые технологии, без которых дальнейшее развитие может зайти в тупик. Нам довелось пообщаться с полудюжиной высших менеджеров транспортного дивизиона «Альстома». Свидетельствуем, что помимо многолетнего управленческого и маркетингового опыта все они обладают мощной инженерной культурой. Поэтому выжать из «Альстома» все, что нужно нам, будет крайне трудно. И РЖД, и ТМХ должны быть готовы к тяжелым затяжным переговорам. Но это необходимо. Кооперация с одним из мировых технологических лидеров – главное условие максимально быстрой и максимально эффективной модернизации российского подвижного состава.


Похожие статьи
  • «Сименс» не катит
  • РЖД и Трансмашхолдинг присмотрели себе нового стратегического партнера
  • Высокий уровень «Тверского вагоностроительного завода»
  • Инфраструктурное опережение
  • Скорость нас объединит
  • Планы и перспективы развития Bombardier Transportation в России
  • В Китае Министерство высокоскоростных железных дорог снижает скорость поезд ...
  • Финансирование проекта север — юг
  • Только новый подвижной состав
  • Скорость не ради скорости
  • Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезда, Россия»
  • РЖД: осторожно с Китаем
  • Siemens удовлетворяет российский спрос на высокоскоростные поезда
  • Перспективы развития пассажирского сообщения в России
  • Для тех, кому не нужно в Хельсинки
  •  


    » В Китае Министерство высокоскоростных железных дорог сн ...
    » Пригородные поезда перекрасят в новые цвета
    » Эксперты поставили под сомнение безопасность высокоскор ...
    » Перспективы развития пассажирского сообщения в России
    » Французский скоростной поезд TGV установил мировой реко ...
    » Сверхскоростной поезд «Сокол» нашел последнее пристанищ ...
    » В Нижнем Новгороде состоялась презентация поезда класса ...
    » Alstom – наиболее результативный производитель высокоск ...
    » Опытный поезд ICE V
    » Дорога в Сочи станет короче
    » Планы и перспективы развития Bombardier Transportation ...
    » «Укрзалізниця» выбирает вагоностроителей
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » История рельсовых автобусов в России
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезд ...
    » Размышления о высокоскоростных магистралях в России
    » Усиление земляного полотна для высокоскоростных магистр ...
    » Поезд Talgo Pendular
    » Высокоскоростной поезд «Сапсан» установил новый рекорд ...
    » Первый отечественный дизель-электропоезд
    » Минтранс с Минпромэнерго планируют ускорить российские ...
    » Пригородные поезда
    » Скоростной поезд "Аллегро"
    » Итальянский Pendolino
    » Направление развития – высокоскоростные магистрали
    » Высокий уровень «Тверского вагоностроительного завода»
    » Только новый подвижной состав
    » РЖД интегрируют Россию в Европу
    » Высокоскоростные поезда загрязняют атмосферу меньше
    » Железнодорожная карта России: ожидаемые перемены
    » Для тех, кому не нужно в Хельсинки
    » Пути и платформы
    » От аэропорта Нарита до Токио запустят новый скоростной ...
    » Швеция Исходная ситуация
    » Спальные поезда
    » Типы билетов
    » Станции и вокзалы высокоскоростной сети
    » Инфраструктурное опережение
    » Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. №99 «О критериях ...
    » Финансирование проекта север — юг
    » Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поез ...
    » Самые известные скоростные поезда в мире
    » В Италии появятся новые высокоскоростные поезда
    » Железные дороги России после вступления в ВТО
    » Поезд ICE2
    » TGV во Франции
    » Развитие высокоскоростных железных дорог в России
    » «Сименс» не катит
    » Поезд AVE S100
    » Поезд ICE1.
    » Поезд ICE3
    » Новый электровоз переменного тока типа ДС3 на дорогах У ...
    » РЖД и Трансмашхолдинг присмотрели себе нового стратегич ...
    » Подшипники SNR продолжают ставить мировые рекорды
    » «Цеппелин на рельсах»
    » Высокоскоростной поезд "Аллегро"
    » Компания Alstom запускает новый болид “AGV”.
    » Поезд Talgo II
    » Поезд Talgo XXI
    » Немецкий ICE
    » Скоростное железнодорожное движение Санкт-Петербург–Хел ...
    » Перестройка и ускорение
    » Поезд Talgo 350 AVE S102
    » Локомотив для Гитлера и скоростной поезд 50-х годов в м ...
    » Siemens удовлетворяет российский спрос на высокоскорост ...
    » Поезд ATPRD AVE S120
    » РЖД: осторожно с Китаем
    » ВСМ по-российски
    » Попробовать «Альстом» на зуб
    » Скорость не ради скорости
    » Во Франции завершено испытание высокоскоростного поезда ...
    » Планируемый дебют NTV
    » Франция хочет строить дорогу Москва-Питер
    » Жертвы «Сапсана»
    » Скорые поезда
    » Локомотивные и поездные бригады
    » Высокоскоростные поезда
    » Поезд Velaro E AVE S103
    » Высокоскоростной коридор север — юг в Италии
    » Скорость нас объединит
    » При участии государства
    » Петербург и Москву свяжут высокоскоростные поезда
    » Поезд Х2000
    » «Сапсан» смог преодолеть капризы русской зимы
    » Высокоскоростные поезда против авиации
    » Поезда в Европе
    » Поезд ICE-TD
    » Высокоскоростные поезда Мадрид - Барселона
    » Китайский «Хэсе»
    » Региональные поезда
    » На скоростные поезда AVE продано 800 000 билетов со ски ...
    » В Японии сошел с рельсов скоростной поезд
    » Международные перевозки скоростными поездами
    » Японский Shinkansen