При участии государства

 
 
По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, основные положения и этапы реализации идеи строительства первой ВСМ в России должны быть зафиксированы в указе президента РФ «О неотложных мерах по организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ» и соответствующем распоряжении правительства. Проект указа подготовлен в РЖД и Минтрансе. Параллельно компания готовит новый технический регламент «О безопасности высокоскоростного движения», который должен быть утвержден к 2010 году. Также в 2010 году должен быть разработан механизм финансирования строительства, в котором заказчиком-застройщиком выступает РАО «ВСМ», управляющей компанией – ОАО «Скоростные магистрали», дочернее предприятие РЖД, инвесторами – ОАО «РЖД» и западный партнер, который будет выбран на условиях конкурса.

Стоит отметить, что последнее сближение между РЖД и компанией Alstom приобретает особую значимость в свете планов по реализации строительства ВСМ. Сегодня Alstom участвует практически во всех проектах ВСД в мире, кроме Японии. Механизм финансирования ВСМ будет окончательно определен в 2011 году, что, как ожидается, должно совпасть с началом посткризисного роста промышленности и в 2015 году должно завершиться строительство.

Анализируя необходимость создания ВСМ, железнодорожники ссылаются на мировой опыт их эксплуатации, который демонстрирует не только технологическую «продвинутость» транспортной системы, но и обеспечивает повышение доходности пассажирских перевозок. Производительность вагона ВСМ на линии Москва–Петербург, по расчетам РЖД, будет в четыре раза выше купейного и в восемь раз вагона СВ на этом направлении. Синергетическим эффектом запуска ВСМ станет то, что грузовые перевозки смогут вернуться на главный и самый короткий ход ОЖД. Это принесет существенный экономический эффект за счет снижения перепробега грузовых поездов по широтным ходам в 300-400 км при движении из центра страны к портам Балтийского побережья.


ВСМ по-российски

 
 
Проекты ВСМ прорабатывались еще в СССР. Именно в рамках тех разработок появился первый скоростной отечественный электропоезд ЭР-200, предназначенный для движения 200 км/ч. Однако в широкий обиход это понятие вошло после создания на основании указов президента Бориса Ельцина РАО «ВСМ» в конце 1991 года. В отличие от многих ровесников, это акционерное общество еще существует, хотя и не приносит прибыли. Один из основных активов – стройплощадку у Московского вокзала в Петербурге – РАО «ВСМ» продало, однако у компании остались землеотводы под будущую магистраль.

РАО «ВСМ» выделено 912 га земли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 2196 га в Новгородской области и 36,2 га в Московской области. Компания владеет землей на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом на РАО висит долг в размере 1,239 млрд. рублей перед Министерством финансов РФ по невыполненным обязательствам. РЖД вели переговоры о реструктуризации и выкупе этого долга, но они так и не были завершены.

Заместитель генерального директора ВНИИАС ОАО «РЖД» Владимир Воронин, проработавший в должности генерального директора РАО «ВСМ» с 2005 по 2008 год, сообщил «Транспорту», что еще в 2006 году совет директоров РЖД взял на себя обязательства по выплате этого долга, получив взамен 87,4% акций РАО, принадлежащих Росимуществу. В 2007 году были обновлены параметры инженерного проекта ВСМ, на разработку ТЭО которого планировалось выделить 6 млрд. рублей. Однако работы фактически так и не начались.

Поэтому сегодня имеется только устаревшее ТЭО проекта, которое в первой половине 90-х подготовил институт «Ленгипротранс». Согласно этому документу, ВСМ представляла собой железную дорогу длиной 659,1 км с российской колеей 1520 мм и прилегающую к трассе автомобильную дорогу для обслуживания магистрали. Трасса предполагала промежуточные станции близ Великого Новгорода, Крестцов, Валдая, Твери и Клина и строительство специализированных вокзальных комплексов в Москве и Санкт-Петербурге.

Но к сегодняшнему дню многие участки предполагаемой трассы оказались застроенными, а некоторые территории получили статус охраняемых государством природных зон. Руководитель направления по проектированию ВСМ «Ленгипротранса» Тимур Ус насчитывает на маршруте трасс 17 таких «особо охраняемых» участков. Поэтому для презентации на НТС специалисты института, опираясь на старый маршрут трассы, предложили скорректировать его, укоротив на 40 км, из-за обхода участка Валдайского природного парка. При этом Тимур Ус подчеркнул, что остается и другой путь, по которому пошли строители скоростного автобана между Москвой и Санкт-Петербургом – провести трассу через заповедник, минимизировав ее воздействие на окружающую среду.

Таким образом, если раньше линия ВСМ должна была проходить западнее главного хода, то теперь ее предлагается протянуть гораздо ближе к существующей ветке. По словам генерального директора «Ленгипротранса» Вячеслава Рыбкина, маршрут от Петербурга до Валдая проходит почти параллельно существующей железной дороге, а потом отклоняется на север, для того чтобы обогнуть подземное хранилище газа в Крестецком районе Новгородской области и Валдайский национальный парк.


Размышления о высокоскоростных магистралях в России

 
 
ОАО «РЖД» не отказывается от идеи строительства полноценной ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, хотя и переносит начало строительства на неопределенный срок. Если считать с момента создания РАО «ВСМ» в 1991 году, данному проекту уже 17 с половиной лет, но он не продвинулся дальше изысканий вариантов прокладки высокоскоростной линии. За это время Октябрьская железная дорога заканчивает уже третью реконструкцию своего главного хода под высокоскоростное движение, которое планирует начать в декабре 2009 года.

На прошедшем 21 апреля этого года заседании Научно-технического совета (НТС) ОАО «РЖД» в очередной раз было объявлено, что компания заинтересована в строительстве полноценной высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом, которая будет предназначаться только для пассажирского движения поездов со скоростями в 350-400 км/ч.

Ничего нового
В то же время известно о ведущейся реконструкции существующего главного хода Октябрьской железной дороги под скоростное движение, которое должно начаться в декабре 2009 года. Для начала стоит остановиться на их сходствах и различиях, во избежание путаницы, которая может возникнуть у неподготовленного читателя.

Согласно международной классификации, движение пассажирских поездов со скоростями до 160 км/ч считается пассажирским, от 160 до 250 км/ч – скоростным, свыше 250 км/ч – высокоскоростным. Российская спецификация ограничивает рамки «скоростного» движения коридором 160-200 км/ч.

Организация высокоскоростного движения (ВСД) возможна двумя способами: либо превращением существующей железнодорожной линии в высокоскоростную путем масштабной реконструкции, либо строительством новой линии, специально предназначенной для ВСД. Разумеется, наиболее высокие скорости достигаются в случае выбора второго варианта. Примером может служить французская сеть TGV, где скорости в 350 км/ч являются обычным делом, а в расписании находятся даже почтово-багажные высокоскоростные поезда.

При первом варианте скорость движения обычно ограничивается, а по железнодорожной линии вместе с высокоскоростными поездами могут двигаться обычные пассажирские и грузовые составы. Все существующие проекты скоростных и высокоскоростных линий в России до сих пор реализовывались по первому варианту. Речь идет о проекте реконструкции линий Москва–Санкт-Петербург сначала под скоростное (до 200 км/ч), затем под высокоскоростное движение (до 250 км/ч), Санкт-Петербург–госграница (200 км/ч), Москва–Нижний Новгород (подробнее о проекте см. также «Далеко ли до Нижнего?» на стр. 30) и участков линии Москва–Адлер (160 км/ч). Поступающие сейчас из Германии составы высокоскоростного электропоезда «Сапсан», изготовленные фирмой Siemens, будут следовать по одним и тем же путям с электропоездами, пассажирскими и грузовыми составами. Соответственно, заявления руководства РЖД о том, что после начала их эксплуатации Россия войдет в клуб стран-участников ВСД, свидетельствуют о достижении только предельно низкой планки участия в таком «клубе». Например, Китай, который начал реализацию собственной программы ВСД позднее России (с 2000 года) уже имеет в наличии более 200 высокоскоростных составов, а также реконструированные по первому варианту и построенные по второму железнодорожные линии.



 


» В Китае Министерство высокоскоростных железных дорог сн ...
» Пригородные поезда перекрасят в новые цвета
» Эксперты поставили под сомнение безопасность высокоскор ...
» Перспективы развития пассажирского сообщения в России
» Французский скоростной поезд TGV установил мировой реко ...
» Сверхскоростной поезд «Сокол» нашел последнее пристанищ ...
» В Нижнем Новгороде состоялась презентация поезда класса ...
» Alstom – наиболее результативный производитель высокоск ...
» Опытный поезд ICE V
» Дорога в Сочи станет короче
» «Укрзалізниця» выбирает вагоностроителей
» Планы и перспективы развития Bombardier Transportation ...
» Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
» История рельсовых автобусов в России
» Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
» Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезд ...
» Размышления о высокоскоростных магистралях в России
» Усиление земляного полотна для высокоскоростных магистр ...
» Поезд Talgo Pendular
» Высокоскоростной поезд «Сапсан» установил новый рекорд ...
» Первый отечественный дизель-электропоезд
» Минтранс с Минпромэнерго планируют ускорить российские ...
» Пригородные поезда
» Скоростной поезд "Аллегро"
» Итальянский Pendolino
» Высокий уровень «Тверского вагоностроительного завода»
» Направление развития – высокоскоростные магистрали
» Только новый подвижной состав
» РЖД интегрируют Россию в Европу
» Высокоскоростные поезда загрязняют атмосферу меньше
» Железнодорожная карта России: ожидаемые перемены
» Для тех, кому не нужно в Хельсинки
» Пути и платформы
» От аэропорта Нарита до Токио запустят новый скоростной ...
» Швеция Исходная ситуация
» Спальные поезда
» Типы билетов
» Станции и вокзалы высокоскоростной сети
» Инфраструктурное опережение
» Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. №99 «О критериях ...
» Финансирование проекта север — юг
» Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поез ...
» Самые известные скоростные поезда в мире
» В Италии появятся новые высокоскоростные поезда
» Железные дороги России после вступления в ВТО
» Поезд ICE2
» TGV во Франции
» Развитие высокоскоростных железных дорог в России
» «Сименс» не катит
» Поезд AVE S100
» Поезд ICE1.
» Поезд ICE3
» Новый электровоз переменного тока типа ДС3 на дорогах У ...
» РЖД и Трансмашхолдинг присмотрели себе нового стратегич ...
» Подшипники SNR продолжают ставить мировые рекорды
» «Цеппелин на рельсах»
» Высокоскоростной поезд "Аллегро"
» Компания Alstom запускает новый болид “AGV”.
» Поезд Talgo II
» Поезд Talgo XXI
» Немецкий ICE
» Скоростное железнодорожное движение Санкт-Петербург–Хел ...
» Перестройка и ускорение
» Поезд Talgo 350 AVE S102
» Локомотив для Гитлера и скоростной поезд 50-х годов в м ...
» Siemens удовлетворяет российский спрос на высокоскорост ...
» Поезд ATPRD AVE S120
» РЖД: осторожно с Китаем
» ВСМ по-российски
» Попробовать «Альстом» на зуб
» Скорость не ради скорости
» Во Франции завершено испытание высокоскоростного поезда ...
» Планируемый дебют NTV
» Франция хочет строить дорогу Москва-Питер
» Жертвы «Сапсана»
» Скорые поезда
» Локомотивные и поездные бригады
» Высокоскоростные поезда
» Поезд Velaro E AVE S103
» Высокоскоростной коридор север — юг в Италии
» Скорость нас объединит
» При участии государства
» Петербург и Москву свяжут высокоскоростные поезда
» Поезд Х2000
» «Сапсан» смог преодолеть капризы русской зимы
» Высокоскоростные поезда против авиации
» Поезда в Европе
» Поезд ICE-TD
» Высокоскоростные поезда Мадрид - Барселона
» Китайский «Хэсе»
» Региональные поезда
» На скоростные поезда AVE продано 800 000 билетов со ски ...
» В Японии сошел с рельсов скоростной поезд
» Международные перевозки скоростными поездами
» Японский Shinkansen