РЖД: осторожно с Китаем
Смертоносное столкновение двух поездов недалеко от Шанхая в прошлые выходные может усложнить проблемы, которые стоят перед Китаем, который планирует превратиться в мирового лидера в области высокоскоростных железнодорожных технологий.
В России, где Пекин стремится получить контракты на строительство высокоскоростных железных дорог, даже до столкновения официальные лица подозревали о предполагаемом нарушении авторских прав китайцами.
Государственная монополия «Российские железные дороги» планирует в конце года провести тендер на строительство высокоскоростной железной дороги стоимостью от 12 до 15 миллиардов евро между Москвой и Санкт-Петербургом, что станет самым большим инфраструктурным проектом, когда-либо предпринятым в России.
Ожидается, что Китай составит серьезную конкуренцию другим участникам тендера, включая немецкие, французские и южнокорейские компании, говорит Денис Муратов, директор дочерней компании ОАО «Скоростные магистрали». «Китай может побить любое предложение. У них нет проблем с с нахождением любой денежной суммы».
Однако опасения в отношении нарушения прав на интеллектуальную собственность, скорее всего, остановят Россию от передачи китайцам всех контрактов.
«Конечно мы хотим, чтобы проект оказался дешевым. Но у нас могут возникнуть вопросы по поводу патентов, которые были творчески переделаны в Китае. Самым лучшим решением стал бы раздел проекта», – сказал Муратов.
Россия с трепетом наблюдала за тем, как за семь лет Китай построил самую длинную сеть высокоскоростных железных дорог в мире , и как использует высокоскоростные поезда поезда для развития отдаленных регионов.
В сравнении с этим планы «Российских железных дорог», которые начали обретать форму в 2009 году с покупкой высокоскоростных пассажирских поездов у Siemens, можно назвать довольно скромными.
Названные в честь сокола «Сапсаном», поезда ходят между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, быстро перевозя предпринимателей и туристов между самыми крупными в стране туристическими бизнес-центрами.
Несмотря на коммерческий успех, «Сапсан» создал проблемы на железной дороге, мешая обычным пасажирским и пригородным поездам и заставляя «Российские железные дороги» инвестировать в строительство отдельных высокоскоростных линий.
Маршрут Москва – Санкт-Петербург станет первым этапом в запланированном строительстве сети высокоскоростных железных дорог, которые в какой-то момент соединят по меньшей мере десять российских городов в европейской части России. Китай рассматривает Россию как земной мост в Европу и торопит ««Российские железные дороги» расширить сеть на восток, чтобы соединить две страны.
Компания Siemens построила в Китае производственный завод после того, как выиграла тендер на один миллиард долларов на строительство высокоскоростных поездов в 2009 году.
Россия, которая на сегодняшний день получила в распоряжение восемь «Сапсанов», собираясь заказать еще восемь в этом году, не планирует начинать строительство высохоскоростных поездов с нуля. Поэтому, даже если перспективы в России не столь захватывающие, в отличие от Китая, иностранным производителям не придется волноваться о вопросах патентов в России.
В России, где Пекин стремится получить контракты на строительство высокоскоростных железных дорог, даже до столкновения официальные лица подозревали о предполагаемом нарушении авторских прав китайцами.
Государственная монополия «Российские железные дороги» планирует в конце года провести тендер на строительство высокоскоростной железной дороги стоимостью от 12 до 15 миллиардов евро между Москвой и Санкт-Петербургом, что станет самым большим инфраструктурным проектом, когда-либо предпринятым в России.
Ожидается, что Китай составит серьезную конкуренцию другим участникам тендера, включая немецкие, французские и южнокорейские компании, говорит Денис Муратов, директор дочерней компании ОАО «Скоростные магистрали». «Китай может побить любое предложение. У них нет проблем с с нахождением любой денежной суммы».
Однако опасения в отношении нарушения прав на интеллектуальную собственность, скорее всего, остановят Россию от передачи китайцам всех контрактов.
«Конечно мы хотим, чтобы проект оказался дешевым. Но у нас могут возникнуть вопросы по поводу патентов, которые были творчески переделаны в Китае. Самым лучшим решением стал бы раздел проекта», – сказал Муратов.
Россия с трепетом наблюдала за тем, как за семь лет Китай построил самую длинную сеть высокоскоростных железных дорог в мире , и как использует высокоскоростные поезда поезда для развития отдаленных регионов.
В сравнении с этим планы «Российских железных дорог», которые начали обретать форму в 2009 году с покупкой высокоскоростных пассажирских поездов у Siemens, можно назвать довольно скромными.
Названные в честь сокола «Сапсаном», поезда ходят между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, быстро перевозя предпринимателей и туристов между самыми крупными в стране туристическими бизнес-центрами.
Несмотря на коммерческий успех, «Сапсан» создал проблемы на железной дороге, мешая обычным пасажирским и пригородным поездам и заставляя «Российские железные дороги» инвестировать в строительство отдельных высокоскоростных линий.
Маршрут Москва – Санкт-Петербург станет первым этапом в запланированном строительстве сети высокоскоростных железных дорог, которые в какой-то момент соединят по меньшей мере десять российских городов в европейской части России. Китай рассматривает Россию как земной мост в Европу и торопит ««Российские железные дороги» расширить сеть на восток, чтобы соединить две страны.
Компания Siemens построила в Китае производственный завод после того, как выиграла тендер на один миллиард долларов на строительство высокоскоростных поездов в 2009 году.
Россия, которая на сегодняшний день получила в распоряжение восемь «Сапсанов», собираясь заказать еще восемь в этом году, не планирует начинать строительство высохоскоростных поездов с нуля. Поэтому, даже если перспективы в России не столь захватывающие, в отличие от Китая, иностранным производителям не придется волноваться о вопросах патентов в России.
Самые известные скоростные поезда в мире
Высокоскоростной поезд "Сапсан" серии Velaro RUS - первый поезд такого класса в России, способный развивать скорость 250 километров в час, - 17 декабря вечером отправится в первый регулярный рейс из Москвы в Санкт-Петербург.
"Интерсити" (InterСity) - сеть скоростных поездов Великобритании, охватывающая все крупные города Англии, Шотландии и Уэльса. Сеть разделена на семь направлений, каждое из которых обслуживает определенный район туманного Альбиона.
Брэнд "Интерсити" был представлен в 1950 году в качестве названия поезда назначением Лондон Вулверхемптон. Подвижной состав в разное время включал в себя 7 классов поездов, из которых на сегодняшний день наибольшее распространение получили: "Интерсити 125" (максимальная рабочая скорость 200 км/ч) и "Интерсити 225" (максимальная рабочая скорость - 225 км/ч). Поезда спроектированы и построены дочерними компаниями British Rail.
ТЖВ (TGV, фр. "скоростной поезд") - французская сеть скоростных электропоездов, разработанная компанией Alstom и национальным французским железнодорожным оператором SNCF. Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом.
Сеть ТЖВ охватывает города на юге, западе и северо-востоке Франции: Лион, Тур, Ле Ман, Лилль, Марсель, Страсбург, а также несколько городов на территории Швейцарии. Линии ТЖВ связаны с другими сетями скоростных поездов: "Талис" на севере и востоке (Германия, Бельгия, Нидерланды) и "Евростар" на западе (Великобритания).
Поезда ТЖВ способны двигаться со скоростями до 320 км/ч - это стало возможным благодаря строительству специальных железнодорожных линий без резких поворотов. Поезда оснащены мощными тяговыми двигателями, сочленёнными вагонами, облегчёнными колесными тележками, а также устройствами автоматической локомотивной сигнализации, благодаря которой машинисту не требуется сосредотачиваться на сигналах светофоров при езде на больших скоростях. Подавляющее большинство поездов ТЖВ служат для пассажирских перевозок, однако существуют и несколько почтовых поездов, выполняющих рейсы Париж-Лион.
ТЖВ использует специально построенные пути, называемые ЛЖВ (фр. ligne a grande vitesse - "высокоскоростная линия"), специально созданные для движения на скоростях более 300 км/ч. ТЖВ могут двигаться и по обычным железнодорожным линиями со скоростью не более 220 км/ч.
Количество пассажиров, перевезенных поездами ТЖВ за всю историю их существования, приближается к отметке в 2 миллиарда. Ежегодный пассажиропоток сейчас составляет около 130 миллионов человек (2008).
"Талис" (Thalys) - сеть скоростных железнодорожных линий, связывающих Париж (Франция), Брюссель (Бельгия), Амстердам (Нидерланды) и Кельн (Германия). Решение о строительстве высокоскоростной магистрали Париж - Брюссель - Кёльн - Амстердам было принято в 1987 году национальными операторами железных дорог четырех стран участниц проекта, а 4 июня 1996 года по маршруту Париж Брюссель Амстердам отправился первый поезд.
"Интерсити" (InterСity) - сеть скоростных поездов Великобритании, охватывающая все крупные города Англии, Шотландии и Уэльса. Сеть разделена на семь направлений, каждое из которых обслуживает определенный район туманного Альбиона.
Брэнд "Интерсити" был представлен в 1950 году в качестве названия поезда назначением Лондон Вулверхемптон. Подвижной состав в разное время включал в себя 7 классов поездов, из которых на сегодняшний день наибольшее распространение получили: "Интерсити 125" (максимальная рабочая скорость 200 км/ч) и "Интерсити 225" (максимальная рабочая скорость - 225 км/ч). Поезда спроектированы и построены дочерними компаниями British Rail.
ТЖВ (TGV, фр. "скоростной поезд") - французская сеть скоростных электропоездов, разработанная компанией Alstom и национальным французским железнодорожным оператором SNCF. Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом.
Сеть ТЖВ охватывает города на юге, западе и северо-востоке Франции: Лион, Тур, Ле Ман, Лилль, Марсель, Страсбург, а также несколько городов на территории Швейцарии. Линии ТЖВ связаны с другими сетями скоростных поездов: "Талис" на севере и востоке (Германия, Бельгия, Нидерланды) и "Евростар" на западе (Великобритания).
Поезда ТЖВ способны двигаться со скоростями до 320 км/ч - это стало возможным благодаря строительству специальных железнодорожных линий без резких поворотов. Поезда оснащены мощными тяговыми двигателями, сочленёнными вагонами, облегчёнными колесными тележками, а также устройствами автоматической локомотивной сигнализации, благодаря которой машинисту не требуется сосредотачиваться на сигналах светофоров при езде на больших скоростях. Подавляющее большинство поездов ТЖВ служат для пассажирских перевозок, однако существуют и несколько почтовых поездов, выполняющих рейсы Париж-Лион.
ТЖВ использует специально построенные пути, называемые ЛЖВ (фр. ligne a grande vitesse - "высокоскоростная линия"), специально созданные для движения на скоростях более 300 км/ч. ТЖВ могут двигаться и по обычным железнодорожным линиями со скоростью не более 220 км/ч.
Количество пассажиров, перевезенных поездами ТЖВ за всю историю их существования, приближается к отметке в 2 миллиарда. Ежегодный пассажиропоток сейчас составляет около 130 миллионов человек (2008).
"Талис" (Thalys) - сеть скоростных железнодорожных линий, связывающих Париж (Франция), Брюссель (Бельгия), Амстердам (Нидерланды) и Кельн (Германия). Решение о строительстве высокоскоростной магистрали Париж - Брюссель - Кёльн - Амстердам было принято в 1987 году национальными операторами железных дорог четырех стран участниц проекта, а 4 июня 1996 года по маршруту Париж Брюссель Амстердам отправился первый поезд.
Китайский «Хэсе»
Китай выпустил свой высокоскоростной поезд совсем недавно – в январе 2010 года. Тогда же пассажирский поезд, который нынче претендует на мировой рекорд скорости, совершил свой первый рейс между городами Ухань и Гуанчжоу. На отдельных участках поезд разгонялся почти до 400 км/ч, а его средняя скорость составила 341 км/ч. В итоге он преодолел маршрут более тысячи километров менее чем за три часа.
При этом Китай планирует развивать соответствующую инфраструктуру, создавая по всей стране сеть скоростных железных дорог. Скептики отмечают, что, несмотря на все усилия железнодорожников, передвигаться по Китаю дешевле и быстрее будет все же самолетами.
Китайский высокоскоростной поезд пока не попадал в аварии, и остается надеяться, что эта статистика сохраниться прежней.
При этом Китай планирует развивать соответствующую инфраструктуру, создавая по всей стране сеть скоростных железных дорог. Скептики отмечают, что, несмотря на все усилия железнодорожников, передвигаться по Китаю дешевле и быстрее будет все же самолетами.
Китайский высокоскоростной поезд пока не попадал в аварии, и остается надеяться, что эта статистика сохраниться прежней.