Дорога в Сочи станет короче

 
В будущем из Москвы до черноморских курортов можно будет доехать за 14 часов, а проходящую по морскому побережью знаменитую железную дорогу планируется перенести в горы. Об этих проектах «Гудку» рассказал вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Воробьев.

– Владимир Борисович, когда началось воплощение идеи сокращения времени в пути поездов из столицы до крупнейших курортов?
– Сама идея ускорения доставки пассажиров на курорты Черноморского побережья возникла не случайно. Пассажирооборот рос начиная с 2004 года и к настоящему моменту значительно увеличился, достигнув практически уровня 1988 года, когда масса отдыхающих ехала на Черное море, в Кисловодск и Минеральные Воды. Так, в 2004 году на названные курорты по Северо-Кавказской железной дороге было перевезено 1,7 млн. пассажиров, в 2005 году – уже 3 млн, в 2006-м – свыше 5 млн. Поэтому, учитывая тот факт, что населенность поездов была практически стопроцентной, а пропускные способности ряда участков, в особенности Туапсе–Адлер, исчерпаны, и принято решение поэтапно увеличивать пропускную способность дороги.

– Что для этого было сделано?
– Работы начали в 2004 году, продолжаются они и по сей день. На ряде перегонов участка Туапсе–Адлер, в частности Водопадный–Лазаревское, Чемитоквадже–Якорная Щель, построили вторые пути, строится второй путь на перегоне Мацеста–Хоста. Также в 2005 году была полностью реконструирована станция Адлер. На ней удлинили все пути, с учетом увеличения количества пассажирских поездов сделали новый ранжирный парк, который позволяет экипировать и готовить в рейс составы всех дорог, а их прибывает свыше 50 пар в сутки.

Еще один уже пройденный этап – повышение скорости движения на участке от станции Минеральные Воды до станции Ростов-Главный. Не за счет реконструкции, а только за счет капитального ремонта пути и повышения его качества. На 330 километрах, таким образом, скорость пассажирских поездов была поднята до 140 км/ч.

Удалось повысить скорость и на участке от Черткова до Ростова-Главного также до 140 км/ч. Это сумели сделать без привлечения дополнительных средств из инвестиционной программы. Видя, что на участке от Лихой до Замчалова пропускные способности полностью исчерпаны – ни грузовым, ни тем более пассажирским поездам не хватало 24 часов в сутки, – руководство дороги обратилось к правлению ОАО «РЖД» с предложением построить третий путь на участке Лихая–Замчалово.

Предложение встретило понимание. После того как путь был построен и скорости на этом участке повысились, возникло логичное предложение сократить время в пути от Москвы до Адлера и от Москвы до Минеральных Вод. К настоящему моменту возможности дороги уже позволяют без значительных капитальных вложений пропустить поезд от Москвы до Адлера примерно за 24 часа. Пока самый быстрый фирменный поезд идет 28 часов.

В итоге было принято решение, чтобы в текущем году по летнему графику поезд от столицы до Адлера доходил за 24 часа 50 минут, а до Сочи – около 23 часов. Помимо строительства дополнительных путей ускорение будет достигнуто также за счет оптимизации графика движения поездов и использования электровозов ЭП10 двойного питания.

К настоящему моменту дорога перешла на переменный ток на участке Минеральные Воды–Кисловодск, что позволило сократить время в пути только за счет смены локомотива на 40 минут. Теперь без смены электровоза можно ехать от Рязани до Кисловодска. Но тем не менее на участках от Горячего Ключа и от Белореченска до Адлера и от Рыбного до Москвы по-прежнему используется постоянный ток, поэтому применение электровоза двойного питания сокращает время в пути на смене локомотива по Рыбному и по Горячему Ключу более чем на час.

– Сутки – это максимальная возможность по оптимизации маршрута или такое ускорение не предел?
– Не предел. Что еще мешает сегодня? Есть так называемые барьерные места. Железная дорога в южном направлении строилась свыше 140 лет назад, и, конечно, в то время инженеры, проектировщики и строители не рассчитывали на скорость поездов 140-160 км/ч. Поэтому в проекте были заложены кривые радиусом 500-600 м, кроме того, в кривых участках пути на станциях встречаются стрелочные переводы, которые не позволяют повышать скорость. Так возникает барьер на пути следования. Если поезд идет по перегону со скоростью 140 км/ч, то из-за стрелок в кривом участке пути вынужден сбавлять ее до 25 км/ч. Это такие станции, как Каменоломни, Кизитеринка, Миллерово. Реконструкцию на последней планируется провести в текущем году. В прошлом году была реконструирована станция Новочеркасск. Здесь удлинены пути на станции, а стрелочные переводы вынесены в прямой участок.

Я перечислил ряд «барьерных мест» на Северо-Кавказской железной дороге, но аналогичные есть и на Московской, и на Юго-Восточной железных дорогах по пути следования курортных экспрессов. Так что работы еще непочатый край.

В этом году ОАО «РЖД» начнет разрабатывать комплексный проект сокращения времени в пути до станции Адлер до 14 часов. И примерно до 17 часов – до станции Кисловодск. Проект позволит спрямить участки там, где сегодня есть кривые, модернизировать устройства автоблокировки, контактную сеть и поднять скорость на некоторых участках на маршруте от Москвы до Адлера до 200 км/ч.

– Какие поезда пойдут с такой скоростью и когда?
– В первую очередь ускоренными станут, конечно, фирменные поезда. А когда два-три фирменных поезда (сегодня их до Адлера ходит восемь) будут доходить до пункта назначения за 14 часов, все остальные должны будут «укладываться» в сутки. В 2008-2009 годах, предположительно, начнется реконструкция всего направления. Я бы пока не стал называть конкретных сроков окончания строительства – все будет зависеть от проекта и от объемов работ. Но ориентироваться стоит на 2015-2020 годы.

– А если будет принято решение о проведении в Сочи Олимпиады?
– Тогда, возможно, поезда пойдут за 14 часов и к 2014 году. Несомненно, Олимпиада дала бы огромный импульс развитию инфраструктуры самого знаменитого российского курорта. Но и без того, считаю, Сочи – единственный регион, в котором у России 160 км теплого моря, – нуждается в развитии: повышении качества сервиса, улучшении обслуживания зон отдыха и пляжных территорий, чтобы люди могли отдыхать с максимальным комфортом.

– Если речь пошла о комфорте отдыхающих, скажите, жива ли еще идея переноса железной дороги на линии Туапсе – Адлер, которая, как известно, проходит буквально над пляжем?
– Да, такой проект существует. И наша компания уже дала ответ по запросу Правительства РФ Минтрансу, в котором выразила свою позицию по переносу железной дороги за горный хребет. Я считаю, что эта программа должна быть государственной. Улучшение условий отдыха людей – проблема, лежащая в социальной сфере. По существующему предложению, дорога должна «свернуть» от станции Кривенковская и пройти другой стороной горного хребта на Адлер. В этом случае она отдалится от моря на 20-40 км. Следовательно надо будет строить и рокадные линии к берегу моря, то есть к станциям, где уже сложилась инфраструктура: Лазаревской, Сочи, Шепси и другим. Эти дороги могут быть как железными, так и автомобильными. Объем работ огромный. Кроме того, строительство дороги в горах подразумевает прокладку более 10 км тоннелей, вырубку леса. Не ясно, кто будет в случае переноса дороги проводить необходимые берегозащитные мероприятия со стороны моря. Сегодня пляжную территорию защищают железнодорожники за счет ОАО «РЖД».

– Во сколько оценивается проект и насколько он реален?
– По предварительной оценке, предпроектным проработкам и приблизительным расчетам технико-экономического обоснования, которые провели «Гипротранстэи», «Желдорпроект» и ряд других специализированных институтов, проект комплексного развития железнодорожной инфраструктуры в районе Сочи стоит 92 млрд. руб. Пока еще рано говорить о возможных сроках реализации проекта, так как государство сначала должно принять решение о том, где изыскать средства.

– Существует еще один бурно развивающийся российский черноморский курорт – Геленджик. Но отдыхающие вынуждены добираться до него автотранспортом от портового Новороссийска, так как дальше железной дороги нет. Будет ли она когда-нибудь туда проложена?
– Пока таких планов нет, и в данной местности железной дороге сложно будет пройти из-за выходящего к морю горного массива. Теоретически строительство возможно, но понадобится множество тоннелей, строительство которых – дорогое удовольствие.

– Вы много рассказывали о повышении скорости поездов, а что будет сделано для повышения уровня их комфорта?
– На Северо-Кавказской железной дороге вокзалы реконструированы на 99%. Почти на всех созданы сервис-центры, обустроены детские комнаты, залы повышенной комфортности. Что касается поездов, то в этом году появится обновленный состав поезда сообщением Москва–Адлер, в 2008 году – Новороссийск–Санкт-Петербург. Следующий этап – обновление поезда сообщением Ростов-Главный–Москва. Для поездов заказан новый подвижной состав производства Тверского вагоностроительного завода. Это более комфортабельные для пассажиров вагоны с дисковыми тормозами, новой тележкой, приспособленные для движения со скоростью до 160 км/ч. Кроме того, постепенно в поездах курортных направлений станут появляться и вагоны класса «люкс».


Похожие статьи
  • Скоростное железнодорожное движение Санкт-Петербург–Хельсинки
  • Перестройка и ускорение
  • Развитие высокоскоростных железных дорог в России
  • Минтранс с Минпромэнерго планируют ускорить российские поезда
  • При участии государства
  • Финансирование проекта север — юг
  • Перспективы развития пассажирского сообщения в России
  • РЖД интегрируют Россию в Европу
  • TGV во Франции
  • Только новый подвижной состав
  • Направление развития – высокоскоростные магистрали
  • Первый отечественный дизель-электропоезд
  • ВСМ по-российски
  • Размышления о высокоскоростных магистралях в России
  • Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
  •  


    » В Китае Министерство высокоскоростных железных дорог сн ...
    » Пригородные поезда перекрасят в новые цвета
    » Эксперты поставили под сомнение безопасность высокоскор ...
    » Перспективы развития пассажирского сообщения в России
    » Французский скоростной поезд TGV установил мировой реко ...
    » Сверхскоростной поезд «Сокол» нашел последнее пристанищ ...
    » В Нижнем Новгороде состоялась презентация поезда класса ...
    » Alstom – наиболее результативный производитель высокоск ...
    » Опытный поезд ICE V
    » Дорога в Сочи станет короче
    » «Укрзалізниця» выбирает вагоностроителей
    » Планы и перспективы развития Bombardier Transportation ...
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » История рельсовых автобусов в России
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезд ...
    » Размышления о высокоскоростных магистралях в России
    » Усиление земляного полотна для высокоскоростных магистр ...
    » Поезд Talgo Pendular
    » Высокоскоростной поезд «Сапсан» установил новый рекорд ...
    » Первый отечественный дизель-электропоезд
    » Минтранс с Минпромэнерго планируют ускорить российские ...
    » Пригородные поезда
    » Скоростной поезд "Аллегро"
    » Итальянский Pendolino
    » Высокий уровень «Тверского вагоностроительного завода»
    » Направление развития – высокоскоростные магистрали
    » Только новый подвижной состав
    » РЖД интегрируют Россию в Европу
    » Высокоскоростные поезда загрязняют атмосферу меньше
    » Железнодорожная карта России: ожидаемые перемены
    » Для тех, кому не нужно в Хельсинки
    » Пути и платформы
    » От аэропорта Нарита до Токио запустят новый скоростной ...
    » Швеция Исходная ситуация
    » Спальные поезда
    » Типы билетов
    » Станции и вокзалы высокоскоростной сети
    » Инфраструктурное опережение
    » Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. №99 «О критериях ...
    » Финансирование проекта север — юг
    » Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поез ...
    » Самые известные скоростные поезда в мире
    » В Италии появятся новые высокоскоростные поезда
    » Железные дороги России после вступления в ВТО
    » Поезд ICE2
    » TGV во Франции
    » Развитие высокоскоростных железных дорог в России
    » «Сименс» не катит
    » Поезд AVE S100
    » Поезд ICE1.
    » Поезд ICE3
    » Новый электровоз переменного тока типа ДС3 на дорогах У ...
    » РЖД и Трансмашхолдинг присмотрели себе нового стратегич ...
    » Подшипники SNR продолжают ставить мировые рекорды
    » «Цеппелин на рельсах»
    » Высокоскоростной поезд "Аллегро"
    » Компания Alstom запускает новый болид “AGV”.
    » Поезд Talgo II
    » Поезд Talgo XXI
    » Немецкий ICE
    » Скоростное железнодорожное движение Санкт-Петербург–Хел ...
    » Перестройка и ускорение
    » Поезд Talgo 350 AVE S102
    » Локомотив для Гитлера и скоростной поезд 50-х годов в м ...
    » Siemens удовлетворяет российский спрос на высокоскорост ...
    » Поезд ATPRD AVE S120
    » РЖД: осторожно с Китаем
    » ВСМ по-российски
    » Попробовать «Альстом» на зуб
    » Скорость не ради скорости
    » Во Франции завершено испытание высокоскоростного поезда ...
    » Планируемый дебют NTV
    » Франция хочет строить дорогу Москва-Питер
    » Жертвы «Сапсана»
    » Скорые поезда
    » Локомотивные и поездные бригады
    » Высокоскоростные поезда
    » Поезд Velaro E AVE S103
    » Высокоскоростной коридор север — юг в Италии
    » Скорость нас объединит
    » При участии государства
    » Петербург и Москву свяжут высокоскоростные поезда
    » Поезд Х2000
    » «Сапсан» смог преодолеть капризы русской зимы
    » Высокоскоростные поезда против авиации
    » Поезда в Европе
    » Поезд ICE-TD
    » Высокоскоростные поезда Мадрид - Барселона
    » Китайский «Хэсе»
    » Региональные поезда
    » На скоростные поезда AVE продано 800 000 билетов со ски ...
    » В Японии сошел с рельсов скоростной поезд
    » Международные перевозки скоростными поездами
    » Японский Shinkansen